На Ямале продолжается создание безбарьерной среды

dostup sredaВчера, 25 декабря, в Салехарде в режиме видеоконференцсвязи состоялось расширенное заседание Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа, под председательством заместителя Главы региона Татьяны Бучковой. Участники заседания обсудили создание современной доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По информации директора окружного департамента образования Ирины Сидоровой, с целью реализации государственных гарантий и прав детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Ямала создаются специальные условия для их обучения и качественного обеспечения образования с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, органов медико-социальной экспертизы, психолого-медико-педагогической комиссии.

Так, 1849 детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены услугами дошкольного образования в 105 группах компенсирующей, комбинированной, общеразвивающей направленности, 42 – осваивают программу дошкольного образования на дому. 3293 «особых» ребенкаобучаются в специальных (коррекционных) школах и общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. Профессиональное образование получает 61 ямалец с ограничениями в здоровья.

«Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья повышает требования к профессиональной компетентности педагога, к организации работы с педагогическим коллективом, созданию условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога», - отметила Ирина Сидорова.

В образовательных организациях Ямала количество специалистов, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы, - 1172 человека. Обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья 294 логопеда, 26 дефектологов, 295 психологов и 236 социальных педагогов. Специальное сопровождение детей-инвалидов организуют 8 тьюторов и 3 ассистента.

Руководитель ведомства также подчеркнула, что с целью обеспечения гарантии доступного образования «особых» детей департаментом начата работа по подготовке образовательных организаций региона к внедрению Специального Федерального государственного стандарта начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт представлен четырьмя основными вариантами, отвечающими особым образовательным потребностям всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Применительно к каждому выбранному варианту стандарта предоставлены специфические для каждой категории детей требования к структуре основной образовательной программы, условиям получения образования, результатам школьного образования на каждой ступени.

«В рамках подготовки к введению Федерального госстандарта для обучения «особых» детей необходимо изучить и обобщить лучшие практики учреждений системы образования Ямала для дальнейшего их использования и внедрения на территории муниципалитетов», - обратилась Татьяна Бучкова к участникам заседания.

«Для получения полноценного образования, качественного сопровождения, соответствующего особым образовательным потребностям всех детей с ограниченными возможностями здоровья, основополагающее значение имеет межведомственное взаимодействие, позволяющее скоординировать действия заинтересованных служб и ведомств в решении проблем комплексной реабилитации ребёнка-инвалида, своевременной диагностики и коррекции недостатков в развитии, разработки программы совместных действий по определению образовательного маршрута и по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей и их родителей», - подчеркнула глава ведомства.

Кроме того, необходимой составляющей интегрированного (инклюзивного) образования, открывающей детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками, является создание универсальной безбарьерной среды.

За счет средств федерального, окружного и муниципального бюджетов в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в 30 образовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограничениями в здоровье и без таковых.

В ходе заседания также был рассмотрен вопрос создания условий для занятия физической культурой и спортом людей с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что Ямал в развитии адаптивной физической культуры и адаптивного спорта достиг определенных результатов. Так, к примеру, только в 2014 году Никите Прилепскому из Ноябрьска присвоено спортивное звание «Мастер спорта Российской Федерации» (ребенок-инвалид, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, плавание), Артем Цепелев из Муравленко стал чемпионом мира по жиму штанги лежа (спорт слепых). На прошлой неделе приказом Министерства спорта России ямальской спортсменке Ольге Казанкевич из Ноябрьска присвоено почетное спортивное звание «Мастер спорта России международного класса» - это первый «международник» на Ямале среди спортсменов-инвалидов. Кроме того, в округе четыре человека занимаются лыжными гонками на санках.

Арктический регион занимает первое место по итогам 2013 года по показателю «Количество занимающихся физической культурой и спортом» в Российской Федерации, в округе ежегодно формируется восемь сборных команд по адаптивным видам спорта.

По итогам заседания было предложено вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья не только в спорт, но и в другие мероприятия, проводимые в социальной сфере региона. Татьяна Бучкова поддержала предложение: «Уже с нового года нужно включать людей с ограничениями в здоровье – как отдельную категорию участников в различные культурные, массовые и другие мероприятия. Мы должны предоставить «особым» ямальцам как можно больше возможностей для социальной адаптации и развития».